English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


Й. Клима

Женщины на троне в Двуречье

Иногда в Двуречье правили и женщины — либо супруги правителей, которых они превосходили по своей энергии и предприимчивости, либо же совершенно самостоятельно. Уже с середины III тысячелетия известен нам легендарный случай, когда женщина-самозванка Куг-Баба из Исина захватила престол. Основатель лагашской династии Урнанше на одном из рельефов изображен со своими детьми, из которых ближе всех к его трону находится его дочь Лидда, а только за ней — четыре сына правителя. Большой предприимчивостью прославились Баранамтарра, жена Лугальанды, и Шаг-шаг, жена Урукагины. Первая владела и управляла крупными недвижимостями и на документы прикладывала свою собственную печать. И Шаг-шаг проявила в области экономической деятельности большие способности. Греческие историки приводят под именем Семирамиды, вероятно, Шам-мурамат, ассирийскую правительницу-вдову IX века до н. э., и связывают с ее именем «висячие сады», одно из семи чудес древнего мира. Она правила от имени своего несовершеннолетнего сына Ададнерари III, а также во время его правления продолжала пользоваться большим влиянием. Несмотря на то, что она была вавилонянкой по происхождению, ассирийцы воздвигали прославляющие ее стелы. Большие способности, особенно в области дипломатии, проявила и другая иностранка наассиоийскомтпоне. Накия (называемая также Закуту, то-есть Чистая), по всей вероятности арамейского или палестинского происхождения. Она была женой Синаххериба. Ей удалось возвести на престол младшего сына Синаххериба, Асархад-дона, в качестве его преемника. Она оказала также влияние на порядок престолонаследия после Асархаддона и даже на административное разделение государства на Ассирию и Вавилонию: младшему сыну Асархаддона, Ашшурбанапалу, досталась Ассирия, а старшему сыну, Шамашшумукину, пришлось довольствоваться Вавилонией. Тем самым она дала, хотя и косвенно, толчок к братоубийственной войне между своими внуками, которая и была одной из главных причин ослабления, а наконец и гибели ассирийской державы.

Источник: Й. Клима. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967. С. 101-102.

Назад

 

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page