English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


Эмили Кирнс

Индийские мифы
(фрагменты)

Характерная черта ведийского пантеона, резко отличающая его от пантеона позднейшего времени, — отсутствие первостепенных женских персонажей. Можно только предполагать, что супруга Индры обладала достаточно большим авторитетом, но никаких гимнов, посвященных ей, до нас не дошло. Нам, правда, известно ее личное имя — Сачи; но чаще ее называли Индрани — женский вариант, произведенный от имени ее мужа. Даже самые важные ведийские богини по положению ниже основных богов. Наиболее заметная среди них — Ушас, заря, жена или мать Сурьи. Веды включают в себя также гимны, посвященные Притхиве — земле (обычно в паре с Дьяусом — небом), Ратри — ночи, Вач — речи, Водам — неопределенной группе материнских фигур, и Сарасвати — богине реки, лишь отчасти обладающей чертами позднейшего персонажа с этим именем. Все они — простые персонификации, их функции четко и недвусмысленно определяются из имен; существовали ли мифы, посвященные им, неизвестно.

С другой стороны, в сказаниях вед о центральных богах действуют женские персонажи, но опять же о них мы узнаем из последующих источников. Женщины исполняют разные роли, но главная их характеристика — родственные отношения с мужскими богами, они — их матери, жены или сестры (250). <…>

Боги, занимавшие центральное место в ведах, не исчезают в последующий период; Индра, Агни и остальные часто упоминаются в мифах, лишь переходят на более низкую ступень иерархии. Ко времени составления эпических поэм, а тем более пуран, мир богов оказался перенаселенным — число их увеличилось с 33 до условных 330 и даже до 330 миллионов. Однако это верно лишь до некоторой степени: еще один из поздних гимнов “Ригведы” говорит о том, что Индра. Митра, Варуна, Агни — это одно и то же, только выраженное по-разному, а в “Брихадараньяка Упанишаде” мудрец Яджнавалкья, отвечая на вопросы, сводит всех богов к одному безличному началу — брахману. Таким образом, в системе формально политеистической издавна существует тенденция рассматривать всех богов как разные воплощения одного и того же начала; этот мотив часто затем встречается при пересказе мифов, придавая им особое философское значение (252). <…>

Первые тексты, в которых возвеличивается женское божество, появляются приблизительно в середине I в. н.э., а то и позже. В VIII в. оформляются различные способы группировки главных индуистских богов. Представление о “пяти (или шести) путях” подразумевало, что одной и той же цели можно достичь почитанием разных богов. В группе шести богов Брахма исчез, ведийский Сурья вернулся на свое место (затем его культ тоже постепенно ослабевает), остальные позиции (255) занимали Карттикея, Ганеша и Богиня (Деви). Первые два считались сыновьями Шивы и Парвати. Карттикея, или Сканда, в эпосе играет роль предводителя воинства богов в их извечной борьбе против демонов. На севере Индии он перестал быть первостепенным божеством, но на юге под именем Субрахманья или Муруган популярность его до сих пор высока, хотя теперь он скорее молодой любовник — персонаж, подобный Кришне, а не воин. Культ Ганеши, слоноголового бога, распространен по всей Индии, хотя только небольшая группа признает его своим верховным богом; он обладает способностью устранять препятствия, и поэтому индуисты, предпринимая сколько-нибудь важное дело, призывают его на помощь.

Единственный женский персонаж в группе менее всего определен функционально. Сейчас возможно предположить, что почитание различных богинь с разными именами сводится к культу единой Богини, которая почитается с момента составления самых ранних посвященных ей текстов и до наших дней. Признать глубинное единство Дурги, Кали и Парвати не менее правомочно, чем считать аватары Вишну одним богом. Хотя с различными именами связаны разные мифологические повествования, эти образы содержат настолько общие черты, что можно говорить о едином мифологическом комплексе.

Богини, отождествляемые с Деви, часто яростны и агрессивны либо же проявляют полярные качества — жестокость и кротость. Иногда они существуют сами по себе, но чаще тем или иным образом связаны с Шивой, амбивалентным божеством. Однако первый текст, в котором восхваляют Богиню, указывает на ее близость с Вишну, и иногда ее даже называют сестрой Вишну и женой Шивы. Собственно жена Вишну Лакшми — менее определенный персонаж, хотя существуют группы, почитающие ее в качестве Богини, как и Сарасвати, супругу третьего члена тримурти Брахмы. Эти формальные особенности подробнее рассматриваются далее

Из богов “шести путей” сейчас по всей Индии распространены только Вишну, Шива и Богиня. Соответственно существуют и три направления в индуизме: вишнуизм, шиваизм и шактизм, в зависимости от того, какое божество считают центральным. Последний термин происходит от слова “шакти” (сила), обозначающего энергию божества, персонифицированную в женском образе. Это разделение не является строгим. особенно в случае с Богиней, поскольку ей как супруге могут поклоняться и в храме Шивы, и в храме Вишну. Оно, скорее, служит некоторой отправной точкой при исследовании современного индуизма (254-256).

Источник: Женщины в легендах и мифах/ Пер. с англ. О. Перфильева. – М., "Крон-Пресс", 1998. С. 250-256.

Назад

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page