English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


Кнотт Ким

Обряд сати

Сати, обычай сожжения вдов на погребальных кострах их мужей, был объявлен англичанами и французами вне закона как жестокий и бесчеловечный. Его описания, сделанные европейскими путешественниками, повергали в ужас их соотечественников в Европе. Гравюра, взятая из отчета миссионера Джеймса Пегга, изображает двух европейцев, отвернувшихся от разыгрывающейся перед ними сцены сати, в то время как возбужденные индуисты с мечами в руках раздувают огонь костра. Сгорающая заживо женщина представлена как пассивная, с мольбой в глазах жертва. Однако сторонники сати понимали этот обряд по-иному. Слово “Сати” фактически означает “добрая, хорошая женщина”, то есть преданная жена, которая выбрала для себя путь победы над смертью, дабы стать богиней, или сати-магой. И хотя этот обряд не был широко распространен в Индии, он тем не менее регулярно совершался в XVIII в. в некоторых северных районах страны и считался достойным выходом для женщины высокой касты, муж которой умер раньше ее. Многие ортодоксальные индуисты выступали в поддержку сати, но были и те, кто отвергал этот обряд. За его отмену решительно выступал Раммохан Рай. Осторожные англичане, обычно неохотно вмешивавшиеся в религиозные дела индуистов, в конце концов запретили его законом 1829 г. Впрочем, не так-то просто бороться законодательными актами против народных верований и обычаев. Подобное происходит и в наше время. Так, в 1987 г. в деревне Деорала (Раджастхан) на погребальном костре своего мужа погибла молодая женщина Рул Канвар. Это событие стало темой для широких дискуссий. Члены семьи Рул, местное население и многочисленные индуистские лидеры выступили в защиту обряда саги, считая действие Рул ее собственным выбором. Однако многие индийские женщины не могли не усомниться в естественности такого выбора. Неужели она сама себя приговорила к такой смерти или ее принудили сделать это? Сторонники сати называли своих оппонентов просто безбожниками, поддавшимися влиянию идей западного колониального общества. Те, в свою очередь, утверждали, что они не против индуизма, а лишь против обряда, жестокого по отношению к женщинам, для которого, кстати, нет достаточного обоснования в священных книгах.

Источник: Кнотт Ким. Индуизм/ Пер. с англ. - М., Изд-во "Весь Мир", 2001. С. 111- 112.

 

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page

 

 

 

Вернуться на главную страницу