English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


Кеннет Коджо Анти
(Кейп-Кост, Гана, Западная Африка)

Женщины в традиционных африканских религиях

Введение

Важность женщины в африканском обществе передана вот такой ганской поговоркой: «Женщина это цветок в саду, а мужчина – ограда вокруг него». Перед тем, как мы начнём рассматривать роль «Женщин в традиционной африканской религии», нужно разрешить некоторые методологические вопросы.
Например, как мы определим, что такое РЕЛИГИЯ? Как нам выбирать из нескольких существующих в Африке религиозных систем? И как нам справиться с фрагментарной информацией, имеющейся в нашем распоряжении? Сначала мы попробуем описать религию, как верования и практики, ассоциирующиеся со сверхъестественным и включающие вероучение, систему правил и культ. Вероучение включает в себя философию, убеждения или веру людей и свод этических правил, в то время как культ фокусируется на ритуальных церемониях данной религии. Мы рассмотрим все эти аспекты, а также как они влияют на женщин традиционной африканской религии.
Выбирая общества для нашего исследования, мы остановились на ГАНЕ, НИГЕРИИ и СЬЕРРА ЛЕОНЕ, потому что для них есть определённая база данных по женщине в религии. Однако по необходимости мы будем делать сноски и на другие области.

Традиционное мировоззрение Африки

За редким исключением африканские общества описывались с мужской точки зрения. Несмотря на это, взгляд на роль женщины в традиционной религии с точки зрения женщины может стать ярким откровением. Следовательно, эта работа сконцентрирована на возможности женского божества в традиционных африканских религиях, а также на функциях женщин в фундаментально мужском мире.
Робин Гортон убедительно доказывает, что дифференциация религиозных существ и их культов связана с дифференциацией в уровнях объяснений в африканских системах мысли [1]. Это утверждение верно и по отношению к другим мировым религиям. Например, в восточном мире мы видим, что женщина закрыта паранджой. А, например, иудейская мысль не рассматривала женщин как необходимость, а лишь как помощников мужчин. Евреи придерживались жёсткой концепции Бога, который был «Богом Авраама, Исаака и Иакова», но не был Богом Сары, Ребекки и Рахиль [2]. Для святого Павла говорящая в церкви женщина была табу. Если она хотела что-то узнать, она должна была спросить об этом своего мужа дома. В исламе женщины могли вести молитву только для конгрегации других женщин. А в мечети женщины не могут стоять в одном ряду с мужчинами, для них есть отдельные ряды позади мужских. В Африке, правда, дела обстоят не так. В этой работе мы рассмотрим африканское мировоззрение с целью определения роли женщины в традиционной религии.

Концепция Бога в Африке

В контексте традиционной Африки люди окружены не вещами, а существами; первым из которых является БОГ. Хотя во многих районах Африки Бог воспринимается, как существо мужского пола, в других случаях присутствуют и женские образы. Например, верховные божества ганского племени эве это Маву-Лиса. Они близнецы. Женщина Маву представлена луной, в то время, как мужчина Лиса представлен солнцем. Как муж и жена Маву-Лиса произвели на свет семь пар близнецов, которые стали основными богами эве. Особый интерес для нас представляет статуя, которую можно увидеть у эве – она сделана из красного дерева, у неё большая грудь, а в одной из рук полумесяц. Этот образ Маву – единственное известное в Африке изображение Верховного Божества [3].
У ганских аканов похожий взгляд на Бога. А, например, ашанти иногда рассматривали (Ниамэ) ВЕРХОВНОЕ СУЩЕСТВО, как существо и мужского, и женского пола. Женское начало символизируется луной, которая водой сотворила человека. Мужское начало символизируется солнцем. Солнце вкололо в вены человека дающий жизнь огонь и сделало человеческие существа живыми. Однако обычно женщина рассматривается, как МАТЬ человечества, от которой произошли все люди. Акпоссо с Того рассказывают, что когда Бог сотворил человека, Он сначала сотворил на земле женщину, а потом дал ей ребёнка – первое человеческое существо [3]. Как говорят мбити, главной идеей здесь является прямая связь человеческой жизни с Богом через женщину. Сама же женщина сотворена Богом и в свою очередь становится инструментом человеческой жизни [4].
Хотя жизнь первых человеческих существ обычно изображается, как проходившая в какой-либо форме рая и полностью обеспеченная Богом всем необходимым для жизни, этот рай был утерян. ЗЕМЛЯ и НЕБЕСА отделились друг от друга, а Бог стал жить в раю, тогда как люди населили землю. На место потерянных даров пришли болезни, страдания и смерть. Так сложилось, что вина за эту несчастную трагедию всегда падает на женщину [5]. Но зачастую эти связанные с происхождением мира мифы предоставляют картину женщины, как человека находящегося в особых отношениях с Богом, с которым она разделяет творческий процесс жизни, равно как и неудачи, и смерть, которая приходит в мир разными путями.

Божества

Помимо веры в Верховное Существо, африканцы признают существование низших категорий духовных сил. Они считаются более отзывчивыми к нуждам человеческих существ и в земной, и в религиозной жизни. Эти божества были созданы Богом для выполнения определённых функций. О них говорят, как о детях Бога, посланниках Бога или его представителях. Они могут быть как мужского, так и женского пола, добрыми или злыми, могут обитать в окружающей среде – деревьях, камнях, реках, море и даже в некоторых животных. Но они не закованы в рамки физических объектов, в которых обитают, так как обладают неограниченной подвижностью и могут передвигаться куда угодно. К ним относятся с уважением, когда они соответствуют ожиданиям людей. Однако к ним могут относиться и с презрением, когда им не удаётся соответствовать ожиданиям людей и приносить им пользу. В культе этих божеств участвуют и жрецы и жрицы, которые служат в их храмах и святилищах. Однако пол служителя не определяет пол божества. Оба пола могут выступать посланниками божества. Следовательно, если сравнивать с другими мировыми религиями, то африканская традиционная религия является менее дискриминационной.
Именно этот факт дал и мужчинам, и женщинам возможность выполнять священные обязанности в поклонении Богу и его чиновникам, божествам, которые представлены обоими полами [6].

Дух Земли

Следующим после Верховного Божества стоит ЗЕМНОЕ БОЖЕСТВО. В большинстве африканских обществ земля наделяется женским образом. Акан в Гане и игбо в Нигерии рассматривают землю, как богиню. У акан она стоит на втором месте после Верховного Существа и является вторым божеством, которому во время службы предлагается напиток. Её день отдыха это четверг и те, кто нарушал это табу, в прошлом подвергались жесточайшему наказанию. Хотя нет посвящённых ей храмов, святилищ или священников, потому что её щедрость доступна всем, ей всё равно приносят жертвы в сезон сева. Обычно земля не подлежит возделыванию без того, чтобы на это не было испрошено её разрешение. Когда собираются копать могилу, Духу земли предлагается жертва. В отличие от акан, нигерийские игбо посвящают святилища и жриц богине Матери, Королеве подземного мира, которая отвечает за общественную нравственность. Убийство, похищение людей или сельскохозяйственных продуктов, супружеская измена и рождение близнецов или ненормальных детей – вот что считается преступлением против неё. Её именем произносят клятвы и создаются законы. Согласно Парриндеру Ани (или Але) это самое любимое и самое близкое людям божество. Она помогает, когда у людей возникают проблемы с другими божествами, но сурово наказывает закоренелых преступников [7]. Помимо этого самый важный праздник, праздник урожая батата, проводится в её честь, ей приносят жертвы во время сева, а также когда собирают первые плоды.
Во временных домах (мбари), сделанных для размещения священных скульптур и других изображающих божества статуй, всегда присутствует статуя Ани, которая располагается в самом центре. Здесь она изображается в виде матери с ребёнком на руках или на коленях и мечём в руке. Лицом к Ала стоит бог бури – подчинённый двойник богини [8]. Мэнде в Сьерра-Леоне также считают Мать землю богиней, общей матерью человечества и женой Бога (Маа-ндоо). Как и акан, мэнде не поклоняются Духу земли, хотя к ней и обращаются одновременно с Богом (НГЕВО) по некоторым особым случаям. Создаются законы для защиты её неприкосновенности, например, сексуальные отношения в лесу являются нарушением её святости, и нарушители жестоко наказывались. Помимо богини Земли в воде обитают и некоторые другие божества.

Духи воды

Считается, что сексуальная идентификация духовных существ предполагает, что божества, как и их человеческие аналоги, обычно ориентированы скорее на домашнее, чем на общественное [10]. Однако те свидетельства, которыми мы располагаем, ни коим образом не указывают на подчинённое положение божеств женского пола божествам мужского пола. По всей Африке такие водоёмы, как моря, реки, озёра и лагуны считаются обиталищами божеств, а значит, к ним относятся с большим почтением, им иногда поклоняются в святилищах со специально назначенными жрецами или жрицами. Например, Йемоя – наиболее известное среди йоруба речное божество – является не только матерью многочисленных речных божеств, но и правительницей реки Огун в Абеокуте. Ещё она мать рыбы и дарительница детей. Поэтому женщины обращают к ней молитвы и приносят бататы и дичь с просьбой даровать детей.
Существуют и другие известные богини, такие как Ойа, богиня реки Нигер, считающаяся компаньоном или одной из жён ШАНГО – бога грома [11]. Она настолько свирепа и ужасна, что никто не может на неё даже посмотреть. Ойа часто отождествляется с ветром, за которым не приходит дождь. Есть и другие, как Ориша ОКО – важная сельскохозяйственная богиня. Чаще всех других божеств йоруба встречаются храмы, возведённые в её честь. Женщины полоняются ей больше всего, особенно во время праздника бататов. Нет сомнений в том, что африканская традиционная религия – это жизнеутверждающая религия.
Религия стремится к тому, чтобы обеспечить плодородность и жизнеспособность человеческих существ и земли, от которой зависит и их собственная жизнь, и жизнедеятельность других существ. Значит это логично, что женщины молятся этим напрямую контролирующим плодородие божествам.

Специалисты по ритуалу

[а] Священство
В области ритуальных служб женщины никогда не отстают от мужчин, к ним никогда не относятся, как к находящимся в подчинённом положении. Например, институт священства, а к представителям этого класса в Африке относятся с большим уважением, открыт и для мужчин и для женщин. Как правило, священство проходит официальную подготовку и получает распределение. Каждый кандидат обычно чувствует призвание перед тем, как приступить к подготовке. Одержимость духом обычно означает призвание. Обучение включает в себя наставления в законах, табу, танцах, песнопениях и отличительных чертах различных божеств, а также общие священнические обязанности. Обучающийся также получает знания о травах и кореньях, о медицинских свойствах окружающей среды. Обучение включает в себя подготовку в области традиционных психиатрических методик. В их обязанности входит проведение жертвоприношений, молитв, частных и общественных церемоний. В дополнение к заботам о храме или святилище, к которому они приписаны, они дают наставления и выполняют юридические и политические функции. Также они выполняют обязательства, как посредники между своим народом и духовным миром. Например, в Гане (в храме АКОНЕДИ) и в других местах, устроены особые монастыри, где на священническое служение обучают только женщин [12]; в обществе к ним относятся с большим уважением.
[b] Народные целители
Женщины, как и мужчины, старательно занимаются, чтобы стать традиционными врачами, целителями и знахарями. Часто их незаслуженно называют колдунами. Они хорошо обучены традиционным медицинским практикам, психологии и психиатрии, они олицетворяют надежды своей общины; надежды на хорошее здоровье, защиту и безопасность от злых сил, на процветание и удачу, на ритуальное очищение, когда происходят несчастные случаи или соприкосновение с чем-то нечистым [11].
В зоне досягаемости каждой африканской деревни есть знахарь или знахарка. Они всегда доступны для всех как друзья общины. Больше всего их заботят заболевания и несчастья, которые в восприятии африканцев происходят по воле мистических сил. Таким образом, традиционный целитель диагностирует заболевание, находит его причину и проводит нужное лечение, одновременно принимая меры по предотвращению его рецидива. Здесь для обеспечения доброго здоровья больного используются и физические, и духовные методики. Более того, они защищают людей от колдовства и порчи посредством заклинаний и других лекарств. Важно отметить, что в домах этих традиционных целителей занимаются многими заболеваниями – особенно связанными с психическими расстройствами, – которые не лечатся современных больницах.
[в] Медиумы и предсказатели.
Обычно женщины практикуются, как медиумы и предсказатели. Через медиумов и предсказателей духовные существа доносят до людей свои желания. Они передают послания из другого мира, открывают тайны прошлого, настоящего и будущего, когда становятся одержимы этими божествами. Люди свободно обращаются к ним и за частным советом, и по общественным делам, и когда попадают в ситуацию кризиса или стресса. Как и традиционные целители, они считаются друзьями общины. Они играют роль наставников, судей, советников и предсказателей, они раскрывают загадки. В общине к ним относятся с большим уважением, и им не подходит определение «вдохновенных помощников» [12].

Женщины в инициациях

Женщины часто играют важные роли в связанных с рождением, половым созреванием и смертью персональных ритуалах перехода на другую социальную ступень. Во время родов женщины выражают благодарность Богу в молитвах и жертвоприношениях, а когда кто-то умирает, поют погребальные песни, чтобы выразить свою печаль. Женщины играют свою самую важную роль во время обрядов связанных со вступлением девочек в брачный возраст. Мэрион Кильсон заметила, что «когда бы ни происходили эти обряды, женщины выступают главными участниками и официальными лицами. Больше того, символизм этих ритуалов ярко иллюстрирует основное культурное значение женской зрелости. Подобные ритуалы выражают двойственную природу женской сексуальности и средства, которыми на благо общества можно укротить положительные аспекты плодовитости и сдерживать и социально контролировать отрицательные аспекты сексуальности» [13].
В Гане наиболее сохранившимися ритуалами женского посвящения связанными с половым созреванием являются ритуалы дипо у кробо и брагоро у ашанти. Идеалы этих ритуалов были настолько важны, что их нарушение рассматривалось как преступление. Девушка, которая оказывалась беременной до совершения этих ритуалов, изгонялась вместе с ответственным за это мужчиной. Для избавления общины от злых последствий проводились ритуалы очищения [14]. Нужно отметить, что ритуалы посвящения подготавливали молодых не только к браку, но также и к произведению потомства, без которого брак был неполным. Таким образом, связанные с этими ритуалами церемонии обозначали вхождение молодых девушек во взрослый возраст. Во время ритуального уединения девочек учат секретам общины и приводят в близкий контакт со сверхъестественными силами, которые должны обеспечить им защиту, благословение и плодовитость во время материнства. Матери таких девочек обычно молятся о том, чтобы их дочери полностью повзрослели и рожали детей.

Музыкальная роль женщин в традиционной религии

В африканских традиционных религиях существует огромное количество праздников. Большое количество этих праздников посвящено самым важным божествам и предкам. Для нас представляет интерес феномен песен и танцев, исполняемых празднично одетыми женщинами во время проведения этих праздников. Хотя эти песни и танцы и добавляют празднествам блеска, у них есть скрытое, но гораздо более важное значение – увещевание непокорных и преступно настроенных членов общины, которые за прошедший год нарушили господствующие в данной общине нормы, убеждения и традиции. Песни специально написаны так, чтобы подчеркнуть совершённые преступления и нарушения и открыть преступников [15]. Защищённые традициями общины группы поющих исполняют роль «народного суда», к вердикту которого обвиняемые и их родственники не могут притвориться равнодушными.
Популярный праздник Апоо и другие праздники в Гане во многом похожи на некоторые праздники Нигерии. Красочно одетые женщины вооружённые хорошо отрепетированными обидными песнями ходят от дома к дому и безжалостно поимённо называют злодеев своей общины.
Пользуясь неприкосновенностью, которую милостиво дарует традиция, женщины смело выкрикивают имена нарушителей прямо перед их домами и с презрением поливают их проклятиями. Так, открывая всем совершённые под покровом тьмы грехи, эти женщины помогают очистить общество от социально непригодных элементов. Более того, своими ритуальными танцами и пением женщины смягчают сердца богов, которые по своей природе ненавидят зло и всегда хотят от него избавиться. Обезоруженные традиционной неприкосновенностью поющих женщин, социальные нонконформисты вынуждены либо исправиться, либо бежать из общины. Действительно, это очень значимый и действенный механизм социального контроля во многих африканских странах. Важно отметить, что в праздничных торжествах участвуют и традиционные правители: они совершают жертвоприношения, чтобы очистить общину от накопившегося за год зла, таким образом обновляя общество вообще.

Женщины, религия и табу

В этой работе мы обратили внимание на важную роль, которую играют женщины в традиционных африканских религиях и как специалисты по ритуалам, и как хранители моральных ценностей общины. Мы не можем пройти мимо лежащих на поверхности предубеждений по отношению к женщинам на основании их половой принадлежности. Хотя они и рассматриваются, как источник жизни, они также считаются источником духовной опасности. Ритуально «опасная» природа женщин выражена в понятиях об оскверняющей природе крови, особенно крови связанной с менструальным циклом и деторождением. Именно эти понятия об осквернении лежат в основе ритуалов, предназначенных для ограждения «нечистых» женщин от контактов с другими или для нейтрализации источников скверны.
Таким образом, в связи с религиозными функциями женщинам в период менструального цикла запрещено входить в храмы, а также прикасаться к объектам или лицам религиозного значения. Например, среди правил, которые должна соблюдать готовящаяся стать жрицей послушница, есть правило, согласно которому, она должна добровольно воздерживаться от посещений святилища семь дней каждый месяц во время прохождения менструального цикла. Корни этого запрещения лежат в убеждении, что менструальная кровь оскверняет и представляет опасность для священных объектов. Значит, во время этого периода женщинам запрещено входить во дворцы, храмы и другие места проведения ритуалов.
Интересно отметить, что хотя женщины и выступают в качестве медиумов, предпочтение отдаётся девственницам, которые ещё не прошли период полового созревания. В других случаях на это положение выдвигается женщина старшего возраста или женщина, которая прекратила рожать детей и сожительствовать с мужчинами [16]. Также запрещено вступать в половой акт с женщиной во время менструального цикла. В стародавние времена (а в некоторых сельских областях и сегодня) женщины в период менструации должны были переезжать в отдалённые дома, предназначенные для тех, кто считался ритуально нечистым. Им также запрещалось готовить для своих мужей.
Для иллюстрации такого положения женщин давайте рассмотрим поговорку акан, которая звучит так: «Женщина не поливает побеги». Если она это сделает, то побеги будут осквернены. Дикон пишет: «это не стоит рассматривать, как доказательство того, что женщины не играют никакой роли в практиках традиционной религии. На самом деле они могут играть очень важные роли не только как смотрители своих личных святилищ в нигерийском племени ибо, но и как медиумы, на слово которых полагаются» [17]. Побеги считаются важным элементом традиционной духовности у акан. Они рассматриваются, как воплощение предков. Отсюда происходит и необходимость избегать их осквернения, и таким образом предотвращать любые разрушительные последствия для жертвы и её общины. Следовательно, эта поговорка подчёркивает необходимость охранять солидарность группы, которую символизируют побеги. Похожая поговорка говорит о том, что женщина не должна лазить по деревьям. Если она влезет на дерево, оно погибнет. Как и в предыдущем случае, здесь действует принцип, согласно которому, своей нечистотой женщина способна осквернить дерево и стать причиной его смерти.

Значение крови

Теперь есть смысл обратить наше внимание на значение крови в традиционной африканской религии. В африканском обществе жизнь чётко ассоциируется с кровью. Например, когда кровь проливается при совершении жертвоприношения. Это значит, что жизнь человека или животного возвращается Богу, который и является её изначальным источником [18]. Действительно, кровь используется для очищения общества или конкретно взятого человека и для умиротворения или умилостивления духовных сил. Её используют для установления связей с духовным миром. Отсюда берёт свои корни и практика обрезания мужчин и инициации женщин, которая сейчас запрещена, как нарушение прав человека. Как говорят мбити, кровь, проливаемая во время физической операции, связывает человека с землёй, а, следовательно, и с ушедшими данной общины. Кровь обрезания служит договором, негласным соглашением между человеком и его народом. Пока человек не пройдёт этой операции, он остаётся чужаком. А как только он прольёт свою кровь, он присоединяется к потоку своего народа, действительно становится одним из его детей [19]. Однако необходимо добавить, что членам королевской фамилии народа ашанти в Гане, напротив, запрещалось калечить своё тело или проливать свою кровь, так как королевская кровь представляла душу всей нации.

Образование

Несмотря на наше пространное описание важности крови, существует острая необходимость искоренить все формы дискриминации женщин основанной на их естественных биологических функциях. Христианство и урбанизация уже меняют отношение многих к этому вопросу. Однако только с помощью официального и неофициального образования можно к лучшему изменить сознание людей.
Говорят, что традиции очень живучи. И только постоянные сознательные образовательные программы, проводимые на всех уровнях и фронтах общества, могут победить тиранию назойливых и дискриминирующих женщин обычаев и традиций. Поэтому мы призываем родителей, учителей, религиозные группы и негосударственные организации (особенно работающие в области женского вопроса) включиться в кампанию по освобождению женщин от всех форм сексуальной дискриминации.

Заключение

В этой работе мы попытались побороть патриархальный образ Бога и духовного мира через рассмотрение женственного подхода к божественности в традиционной африканской религии. Мы пришли к следующему заключению: помимо того, что женщины обладают глубинным знанием духовного мира и способностью тонко его чувствовать, в религиозной среде женщины играют важную и экономически значимую роль в религиозной жизни своего народа, как специалисты по ритуалам и хранители моральных ценностей общины. Однако с помощью образования нужно искоренять происходящее от понятия нечистой крови негативное отношение к женщинам.

Перевод с английского: Ярослав Морозов
Оригинальный текст: http://cehd.ewu.edu/faculty/ntodd/GhanaUDLP/home.html

Назад

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page

 

 

 

Вернуться на главную страницу