English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


Взгляд на историю

В архаическую, первобытную эпоху, до сложения цивилизаций, религии как формы общественного сознания не существовало. Ее место занимали обряды и обычаи, а также связанные с ними мифологизированные тексты. Моментами особенно напряженной обрядовой деятельности были определенные периоды годового цикла, переход членов коллектива из одной возрастной группы в другую, их рождение и смерть. Обряды регулировали также отношения общин друг с другом и со сверхъестественными силами, например, с предками и духами. Во всех этих обрядах активно участвовали женщины, обладавшие высоким ритуальным престижем.

Он еще более возрос после неолитической революции, когда древние общества перешли к земледелию и скотоводству. Идея плодородия земли и женщины стала центром земледельческих обрядов; многие народы почитали хлебных матерей, матерей риса, ржаных девушек и подобных им персонажей. Женская символика пронизывала всю духовную культуру того времени. Центром ритуальных коммуникаций были общественные дома, где собирались женские союзы (женские дома, дома девушек), иногда носившие тайный характер.

Высокий религиозный статус женщин сохранялся в древних обществах периода ранних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Индия), когда религия выделилась в самостоятельную сферу жизни. Земное (растительное, животное, человеческое) плодородие и акт божественного соития семантически сближались, и потому в древних религиях был популярен обряд «священного брака». Считалось, что подобный ритуал необходим для подержания всеобщего миропорядка. Популярен был также культ богинь-матерей и связанный с ними обширный круг ритуалов. Подобные древние традиции долго сохранялись во многих традиционных обществах практически повсеместно и были описаны этнографами.

Однако круг тем, освещающих роль женщин в религиозной жизни разных народов и ее исторические изменения, в русскоязычной литературе освещен слабо. Степень их разработанности в зарубежных источниках также не может считаться удовлетворительной.

М.Ф. Альбедиль

 

Тексты:

Былое величие женщин и мифы о "перевороте"(Л.А. Абрамян). Читать текст

Гендерные особенности этнической идентификации (Н. Кремнева). Читать текст

Гендерный подход в религиоведении: попытка междисциплинарного дискурса (М.В. Воробьева). Читать текст

Генитальные операции и взаимное подражание мужчин и женщин (Л.А. Абрамян). Читать текст

Женская религиозность в Древнем Мире (М.Ф. Альбедиль). Читать текст

Женская религиозность в сети Интернет (М.В. Воробьева). Читать текст

Женские обряды и конкуренция природы и культуры (Л.А. Абрамян). Читать текст

Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов (М.В. Воробьева). Читать текст

Женщины и праздник / Первобытный праздник и мифология (Л. А. Абрамян). Читать текст

Инцест ритуальный и мифический (Л.А. Абрамян). Читать текст

Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча (Л.А. Абрамян). Читать текст

О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (А.Д. Столяр). Читать текст

Образ женщины в религиях мира (Л.Э.Семёнова, В.Э.Семёнова). Читать текст

Оппозиция мужской/женский и ее классифицирующая роль в модели мира (Т.В. Цивьян). Читать текст

Оргиастичность праздника: миф и ритуал (Л.А. Абрамян). Читать текст

Пронимальная символика (Т.Б. Щепанская). Читать текст

Религиозные ориентации молодых россиян: возрастной и гендерный аспекты проблемы (Т.И. Варзанова). Читать текст

Универсальные бинарные классификации и праздник (Л.А. Абрамян). Читать текст

 

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page