English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


БОГИНЯ СЕДНА

Седна («она там внизу») - морское божество, хозяйка морских животных в мифах эскимосов Баффиновой земли; Нулиаюк («женоподобная») у эскимосов нетсилик; Арнаркуагссак («старая женщина») у эскимосов Зап. Гренландии; Имапинуа («мать моря») у эскимосов Вост. Гренландии; Уинирумайуитук («не желавшая мужа») у эскимосов иглулик. Несмотря на различие в именах, образ С. одинаков повсюду. Её представляли в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными, которых она время от времени даёт людям. Если люди грешат, их грехи как грязь запутываются в волосах С., тогда она гневается, держит моржей и тюленей вдали от берега и в эскимосских селениях наступает голод. Необходимо вмешательство шамана, чтобы её умилостивить. По мифам некоторых эскимосских групп, С. повелевает не только морскими животными, но и речными рыбами, и оленями карибу, и птицами. У медных эскимосов и у нетсилик С. считается самым всесильным и могучим из духов. Она правит и погодой, и загробным миром, и др. Как и др. женские божества, С. враждебна мужчинам. По одним мифам, у неё совсем нет мужа, по другим - мужчина, находящийся у неё в подчинении, это кобель, с которым С. поселилась на о-ве и родила детей, ставших прародителями индейцев и белых людей, а также злых духов, собакообразных монстров. О происхождении С. есть много версий. Согласно одной из них, когдато одну девочку-сироту бросили в море. Она пыталась ухватиться за борт каяка, но ей обрубили пальцы, и в тот же миг они превратились в морских зверей, а девочка опустилась на дно и стала матерью всей дичи на земле и всех зверей в море. По другой версии, отец С., Савирконг («человек с ножом») приезжает на о-в и, поссорившись с зятем, убивает его, после чего сажает дочь в лодку, чтобы отвезти её домой. По дороге море начинает волноваться и грозит потопить их. Отец решает принести С. в жертву морю и сбрасывает её за борт. С. хватается за борт байдары, но отец обрубает ей фаланги пальцев, которые, падая в море, превращаются в разных морских животных, а С. становится морским божеством. Её боятся больше всех других божеств, т. к. хотя она и посылает людям пищу и изобилие, но и лишает их всего, если разгневается.

Л. А. Файнберг

Источники: 1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.; 2. http://myths.kulichki.ru/

Назад

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page