English


Автор проекта:
Марина В. Воробьева


ИДЗАНАКИ и ИДЗАНАМИ

Идзанаки и Идзанами (предположительно «первый мужчина» и «первая женщина») - в японской мифологии боги, последние из пяти поколений богов, являющихся на свет парами (до них было семь богов-одиночек, абстрактных, не имевших пола) («Кодзики», св. I). Они - первые божества, имеющие антропоморфный облик и обладающие способностью рождения других богов. На их долю приходится завершение космогонического процесса. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручают им «оформить» землю, которая находится ещё в жидком, бесформенном состоянии и, подобно всплывающему жиру, медузой носится по морским волнам (св. I). Стоя на мостике над небесным потоком, оба бога погружают пожалованное им высшими богами копьё в морскую воду и месят её, вращая копьё. Когда они поднимают копьё, капли соли, падая с него, загустевают и образуют остров, получивший название Оногородзима («самозагустевший»). Сойдя на остров, И. и И. превращают его в срединный столб всей земли, а затем совершают брачный обряд, состоящий в церемонии обхождения вокруг столба и произнесения любовного диалога. Однако рождённое ими потомство оказывается неудачным: первое дитя рождается без рук и ног, «подобно пиявке», второе - Авасима [«пенный (непрочный) остров»], который они тоже «за дитя не сочли». Обеспокоенные неудачей, оба бога обращаются к высшим небесным богам за советом и с помощью магических действий узнают, что причина кроется в неправильном совершении ими брачного обряда: брачные слова первой произнесла богиня Идзанами - женщина. Боги повторяют обряд, но теперь первым говорит Идзанаки. От их брака на свет появляются острова - они и составляют страну Японию, а затем боги-духи, заселяющие её: это боги земли и кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях и многие другие. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - удаляется в царство мёртвых ёми-но купи. Горюя о её кончине,- ведь страна, которую оба бога должны были создать, «ещё не устроена»,- Идзанаки отправляется за ней в подземное царство. После многих злоключений в стране смерти Идзанаки бежит из неё, расторгает брак с Идзанами, ставшей богиней ёми-но куни. Вернувшись на землю, Идзанаки совершает очищение, во время которого является на свет множество богов. Последними рождаются три великих божества: от капель воды, которой Идзанаки омывает свой левый глаз, появляется богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, - бог луны Цукуёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаки,- бог ветра и водных просторов Сусаноо, Идзанаки распределяет между ними свои владения: Аматэрасу получает в управление такама-но хара - верхний небесный мир, Цукуёми - царство ночи, а Сусаноо - равнину моря. И. и И. упоминаются также в «Нихонги», в норито, в «Идзумофудоки».

Е. М. Пинус

Источники: 1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.; 2. http://myths.kulichki.ru/

Назад

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page